Сталинские высотки – архитектурные шедевры, начавшие формировать новый силуэт Москвы. Построенные в середине прошлого столетия красивые высотные здания, украшают проспекты столицы России, символизируют смену советского ар-деко на современный модернизм. Из нашей статьи вы сможете узнать много интересного о сталинских высотках, их архитектуре и расположении.
- История строительства сталинских высоток
- Стиль сталинских высоток
- 7 сталинских высоток
- Главное здание МГУ
- Главное здание МГУ в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Фотографии главного здания МГУ
- Здание на площади Красных Ворот
- Здание в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Фотографии здания на площади Красных Ворот
- Жилой дом на Котельнической набережной
- Здание в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Особенности
- Фотографии жилого дома на Котельнической набережной
- Здание Министерства иностранных дел
- Здание МИД в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Фотографии здания Министерства иностранных дел
- Жилой дом на Кудринской площади
- Здание в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Фотографии жилого дома на Кудринской площади
- Гостиница «Ленинградская»
- Здание в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Опала
- Фотографии гостиницы «Ленинградская»
- Гостиница «Украина»
- Здание в цифрах и фактах
- Проект
- Строительство
- Архитектура
- Панорама со смотровой площадки гостиницы «Украина»
- Фотографии гостиницы «Украина»
- Высота сталинских высоток — какая самая высокая?
- Сталинские высотки — рейтинг по популярности в 2024 году
- Сталинские высотки на карте
- Сталинские высотки — видео
История строительства сталинских высоток
Сталинские высотки предвосхитила впервые высказанная в 1922 году мысль о необходимости возведения гигантского Дворца Советов. Располагая залами для съездов и помещениями для органов власти, оно служило бы символом грядущего торжества коммунизма. Вместе с тем, здание должно было стать высотной доминантой Москвы.
Его проект начал создаваться в начале 30-х годов. В отсутствии замыслов, которые поразили бы воображение, конкурс проектов Дворца занял несколько лет. Работы, начавшиеся на месте взорванного храма Христа Спасителя в 1933 году, тормозились из-за множества технических проблем, связанных с невиданными размерами и весом Дворца. К 1939 году для его высотной части был создан фундамент. В годы войны материалы из построенной части дома были использованы для нужд обороны.
После войны Сталин перестал интересоваться сооружением крупнейшего в мире здания, переключившись на другой замысел. Он был реализован как постановление Совета Министров 1947 года – «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В документе, в том числе, шла речь о сооружении 8 высотных зданий, символов 800-летия Москвы, в честь юбилея, который столица отмечала в 1947 году. Символические камни в их основания были заложены в день знаменательной даты. Строительство растянулось до 1957 года. Центральная высотка вблизи Кремля из-за смерти вождя не была построена. На её месте позднее появилась гостиница «Россия», которую в 2017 году заменил парк «Зарядье».
Сталинские высотки, в отличие от американских небоскрёбов, не возводились компактным районом. Места для них были выбраны главным архитектором Москвы Д. Чечулиным. Московские небоскрёбы планировались в разных местах в основном по центральной части столицы. Они должны были стать новыми доминантами города, взамен колоколен и куполов дореволюционной Москвы, одновременно создавая общий архитектурный ансамбль. Сам зодчий впоследствии напишет:
«Видя, что силуэт старой Москвы спасти невозможно, я много размышлял над тем, как сохранить исторически сложившийся характер нашей столицы. Мысль о высотных зданиях пришла во время работы над конкурсным проектом дома на Котельнической набережной…»
Стиль сталинских высоток
В годы империи Наполеона Бонапарта произошло возвращение к показной роскоши и богатству, характерным для императорского Рима. Архитектура стиля, названного ампиром (имперский), заимствовала у Древнего Рима выразительные элементы. Важными составляющими были симметрия зданий и расположенных на них орнаментов. В большинстве сооружений использовались характерные эмблемы и символика, отождествляющие период правления. Основательные мощные ампирные здания служили продолжением пропаганды через архитектуру.
Архитектура, сменившая в СССР конструктивизм и искания архитекторов молодой страны Советов, вполне вписывалась под определение ампира. Как и в любой стране, куда распространялся стиль, в Советской России были свои особенности и колорит. В зданиях сталинского ампира, к которым относят сталинские высотки, нет строгого следования классическим римским канонам. Эклектика сооружений вобрала в себя черты неоклассики, ампира, ар-деко.
Продолжая традиции стиля, в котором Российская империя увековечила исторические победы над Наполеоном, сталинский ампир отразил величие СССР, уничтожившего мировое зло – фашизм. Большой удачей и достижением архитекторов стало воплощение подвига народа и страны в виде 7 высоток. Гармонично вписавшись в московское городское пространство, они задали тон для новой Москвы, став при этом архитектурными шедеврами на века.
Десятилетия спустя оценку высоток дал автор одной из них М. Посохин:
«Великая Победа внесла новые мотивы в архитектуру наших городов. Это был период величайшего воодушевления советского народа, и мы стремились отразить его в архитектуре, применяя торжественные монументальные формы. То было время поиска современных решений на основе классических законов… На мой взгляд, главными произведениями советской архитектуры того периода, наиболее полно выразившими пафос Великой Победы, стали высотные здания столицы…»
7 сталинских высоток
Построенные высотки часто называют «семь сестёр». Как и положено, при внешнем сходстве, каждая из сестёр имеет свои особенности.
Главное здание МГУ
Высотка Московского университета одна из главных достопримечательностей столицы. Здание считалось самым высоким: в Европе до 1990 года, в России до 2003 года.
Главное здание МГУ в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 240 м (Здание 183 м, шпиль 57 м).
- Длина фасада 450 м.
- Наибольшее количество этажей 32.
- Годы строительства с 1949 по 1953.
- Авторский коллектив: архитекторы Л. Руднев (руководитель строительства), Б. Иофан, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков; инженер В. Насонов; декор фасадов мастерская В. Мухиной
Проект
В Постановлении «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», принятом в начале 1947 года, на Ленинских горах в сталинской высотке предполагалось разместить 32-х этажный гостинично-жилой дом. Летом этого года ректор МГУ А. Несмеянов, получивший аудиенцию у И. Сталина, убедил руководителя страны о необходимости выделения одного из планировавшихся высотных зданий для нужд университета. Им стало строение на Ленинских горах.
Подготовку работ поручили «Управлению строительства Дворца Советов», уже имевшему подобный опыт. Проектом занимался Б. Иофан, один из архитекторов не построенного Дворца Советов. Ему принадлежит создание общего замысла, по которому здание состояло 5 частей: высотной в центре и двух более низких, расположенных симметрично с обеих сторон. Каждая из них служила постаментом для установки статуй.
Практически законченный проект, не стал помехой для отстранения его автора от работ. Причиной стало упорство Иофана, считавшего необходимым разместить комплекс вблизи края возвышенности, вопреки инженерным расчётам, доказывавшем неустойчивость сооружения в таком месте. Руководство строительством было возложено на коллектив во главе с Л. Рудневым. В него вошли лучшие специалисты, создававшие уникальные решения, необходимые для обеспечения надёжности здания. Архитектурный ансамбль разместился в 700 м от крутого берега реки, который был оборудован под смотровую площадку.
Строительство
Котлован под здание начали рыть в декабре 1948 года. В апреле следующего года земляные работы были закончены и был заложен первый камень фундамента. К сентябрю его часть под высотный корпус была завершена, а к концу 1949 года здание имело 10 этажей. Из-за отсутствия крупнотоннажных грузовиков, от железной дороги к месту строительства прокладывалась специальная ж/д ветка.
Хотя опыта работ по возведению высотных зданий не было, работы шли с опережением графика. Важную роль в оптимизации процессов и сокращении сроков строительства сыграли новаторские инженерные идеи. Прежде всего это было каркасное строительство и применение готовых элементов конструкции. Они производились заранее на специально построенных заводах, на стройплощадке их только собирали.
В это время не прекращалась дискуссия о статуе, венчающей центральный корпус сталинской высотки. В начале 1949 года Л. Руднев считал, что лучшим вариантом станет гигантское изваяние В.И. Ленина. Несколько позже, полученные на возведении других высоток результаты, показали, что на таком уровне нельзя достичь визуальной гармонии между небоскрёбом и скульптурой. Поэтому было принято решение о её замене венчающим шпилем со звездой. Вариант такой конструкции был поддержан И. Сталиным.
Кажущийся изящным снизу элемент, представлял сложнейшую инженерную задачу при установке. Для монтажа шпиля весом 120 т был построен в единственном экземпляре специальный самоподъёмный кран УБК-15, имевший по сравнению с серийным большую грузоподъёмность и увеличенный вылет стрелы.
Контролем за возведением занимался Л. Берия. В качестве рабочих широко использовались воинские строительные части и несколько тысяч заключённых.
Это интересно. На 22 этаже поселили 700 заключённых-отделочников, осуждённых по бытовым статьям. Чтобы они не убежали, всем по окончанию работ была обещана амнистия.
Торжественное открытие МГУ состоялось на митинге 1 сентября 1953 года. В этот же день в аудиториях нового здания начались занятия.
Архитектура
Создавая огромное здание, авторы проекта понимали, что:
- выполнение его в едином объёме сделает сооружение тяжёловесным и подавляющим;
- расположение из разбросанных частей трудно подчинялось замыслу единого ансамбля.
В проекте, здание сталинской высотки имело несколько локальных центров-башенок, которые связывала воедино главная высотная часть, увенчанная гигантской статуей. Созданию целостного, хорошо связанного комплекса, способствовали и второстепенные элементы конструкции и декора. Взяв часть пространственного профиля от небоскрёбов США, советские архитекторы соединили их с ярусностью характерных для Москвы колоколен храмов и кремлёвских башен. Таким образом, в строящемся новом городе появлялась преемственность привычных на протяжении веков доминант. Особая актуальность для этого образовалась из-за утраченных в годы СССР православных храмов, игравших заметную роль в формировании московского архитектурного облика.
Архитектура университета должна была показать всему миру значимость учебного заведения и науки в стране, вставшей на путь строительства социализма. Выразительность монументального, и в то же время романтичного профиля здания, вполне достаточна для выполнения поставленной задачи. Применение выдающегося декоративного и скульптурного оформления, рельефов, цветных вставок, связанных с назначением сооружения и историческими параллелями, могло бы играть значительно более важную роль. Но расположение их на большой высоте, делает ценность наружного декора второстепенной.
Во внутренних помещениях создателям главного здания удалось объединить, казалось бы, несовместимые вещи – мирно соседствующие роскошь и дом-коммуну. Здесь представлены дворцы главных помещений, выполняющие представительские функции, респектабельность деревянной отделки ректората, библиотеки, больших аудиторий. Постепенно их сменяет сдержанная функциональность учебных, общественных и жилых пространств. И, наконец, в здании расположены типичные для первых десятилетий советской власти функциональные места: магазины, столовые, спортзал, кухни, прачечные.
Фотографии главного здания МГУ
Ваше мнение об этом месте?
Здание на площади Красных Ворот
Сталинская высотка на площади Красных Ворот построена первой из семи. При внешней скромности, её возведение отмечено блестящим решением ряда инженерных задач.
Здание в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 138 м.
- Наибольшее количество этажей 24.
- Годы строительства с 1949 по 1952.
- Авторский коллектив: архитекторы А. Душкин, Б. Мезенцев; конструктор В. Абрамов.
Проект
К сведению. Историческая застройка площади Красных Ворот одна из наиболее пострадавших в XX веке. Среди утерянных сооружений:
- дом в котором родился М.Ю.Лермонтов;
- храм Трёх Святителей, в котором крестили поэта;
- Красные Ворота – Триумфальная арка в честь победы в Полтавской битве.
Площадь Лермонтова была выбрана местом для строительства здания Министерства путей сообщения. Его проект создал главный архитектор МПС А. Душкин. Контуры здания формировались прямоугольными частями, и напоминали куб в стиле офисных башен Чикаго. Отличавшееся от остальных сталинских высоток здание было отправлено на доработку, которой Душкин занимался совместно с Б. Мезенцевым. Технические сложности возведения определили скромный вид дома для работников транспорта.
Строительство
Значительное влияние на проведение работ оказали две причины:
- Наземный вестибюль станции метро в здании, строящийся одновременно с высоткой.
- Плывуны в грунтах, грозившие оползнями фундамента дома в котлован метро.
Обычно перед строительством зданий в таких ситуациях сначала производятся подземные работы. Но это увеличило бы время стройки ещё на 1,5 года, что было недопустимо. Инженеры-метростроевцы под руководством Я. Дормана нашли необычный выход из ситуации. Котлован площадью более 1 тыс. м2 обошёлся без традиционных крепящих конструкций. Впервые в мире его стены держались за счёт заморозки грунта.
В котловане строился фундамент левого крыла здания, в который был встроен вестибюль метро. На краю выемки возводилось основание высотной части. Построить на мёрзлом грунте было несложно, но расширившись в таком состоянии, оно при размораживании стало бы опускаться, создавая перекос здания. Учитывая это, В. Абрамов решил компенсировать возможный уход сооружения от вертикали его незначительным наклоном. После оттаивания грунта осенью 1950 года, здание сталинской высотки стало крениться в другую сторону и приняло вертикальное положение.
Архитектура
Как и все высотки, здание у Красных Ворот выполнено в стиле сталинского ампира, но его отделка и декор скромнее остальных «сестёр». Да и по размерам это небольшое здание, по сравнению с МГУ или гостиницей «Украина». Снаружи в нижней части оно имеет традиционную облицовку из красного гранита. Выше использованы известняковые плиты. Увенчано строение шпилем со звездой. Парадный вестибюль дома в отделке обошёлся без дорогих материалов. Колонны в его пространстве отделаны нержавейкой и напоминают одну из любимых москвичами станцию метро Маяковская, спроектированную тем же Душкиным.
Центральная часть здания, в основном, принадлежит преемнику МПС – Трансстрою. Ряд помещений арендуется под офисы. В боковых крыльях располагаются жилые квартиры. Они считаются элитными и у них есть именитые владельцы. Здание оборудовано системой центрального кондиционирования. Качественные материалы и полноценные конструкции позволили сохраниться многим элементам внутри здания в хорошем состоянии.
Фотографии здания на площади Красных Ворот
Ваше мнение об этом месте?
Жилой дом на Котельнической набережной
Эта сталинская высотка ближайшая к Кремлю. Она единственная из «семи сестёр», часть которой построили до войны.
Здание в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 176 м.
- Наибольшее количество этажей 32.
- Годы строительства: с 1938 по 1940, с 1948 по 1952.
- Авторский коллектив: архитекторы Д. Чечулин, А. Ростковский; инженер Л. Гохман.
Проект
Принятый в 1935 году Генплан реконструкции Москвы включал строительство высоток, среди которых должен был доминировать Дворец Советов. Одно из зданий предполагалось разместить в месте впадения Яузы в Москву. Его проект, вскоре разработанный архитекторами Чечулиным и Ростковским, был утверждён правительством. Первый корпус здания построили вдоль Котельнической набережной в 1936-38 г.г. Работы продолжились только в 1948 году по доработанному проекту тех же авторов.
Строительство
Началу работ предшествовал снос старой застройки из 4-х переулков. Здания не являлись историческими, но на крутом берегу реки были одни из лучших видов Москвы, а с реки на старые кварталы.
Основные проблемы, с которыми столкнулись при строительстве:
- слабые грунты, требовавшие мощных и дорогих фундаментов;
- отсутствие опыта выполнения подобных работ и необходимой техники;
- отсутствие производства части необходимых материалов.
Опыт нарабатывали в процессе выполнения работ. Некоторые машины и механизмы создали специально для строительства высоток. Заметное развитие получила промышленность стройматериалов – для производства новой номенклатуры был построен ряд заводов. Трудности закалили строителей, способствовали становлению современной стройиндустрии. Работы были выполнены в срок.
Это интересно. Сданный в эксплуатацию в 1953 году дом на Котельнической набережной стал самым высоким жилым зданием в мире и являлся таковым до 1964 года.
Архитектура
У здания три корпуса. Высотный в центральной части в плане имеет 32 этажа и форму трёх лучей, один из которых направлен внутрь двора. Над ним установлен шпиль со звездой. Боковые 8-10-этажные. Один из них выходит на Котельническую набережную реки Москвы, другой на Подгорскую реки Яузы. Сталинскую высотку венчают башенки и типичные статуи советского периода. Нижняя часть стен до уровня 6 этажа облицована розовым гранитом, выше применены керамические плиты.
Холлы внутри украшают барельефы и росписи. В отделке использовался гранит, мрамор, цветные металлы, ценные породы дерева. Вокруг дома разбит сквер с фонтанами и клумбами.
Особенности
Убранство здания, роскошные квартиры и созданная инфраструктура были невиданными в СССР. В доме находились:
- отдел заказов;
- служба бытового обслуживания;
- четыре магазина;
- подземная парковка;
- помещение для хранения колясок и велосипедов.
Центральное кондиционирование и система удаления пыли, лучшие инженерные сети, оборудование квартир современной техникой и встроенной мебелью – эти факторы сделали высотку престижнейшим домом, в котором проживали многие высокопоставленные чиновники, знаменитые учёные, деятели культуры.
К сведению. С середины 60-х и до сих пор в здании размещается кинотеатр «Иллюзион». В советское время он предоставлял редкую возможность увидеть зарубежное кино, без купюр показывающее жизнь в закрытом для граждан СССР мире капитализма.
Фотографии жилого дома на Котельнической набережной
Ваше мнение об этом месте?
Здание Министерства иностранных дел
Здание МИД могло стать единственной сталинской высоткой, не имеющей шпиля. Но в конце строительства остроконечное завершение у неё всё-таки появилось. Шпиль стал самой загадочной и обсуждаемой частью сооружения, породившей ряд версий о причине и инициаторах его установки.
Здание МИД в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 172 м.
- Наибольшее количество этажей 27.
- Годы строительства с 1948 по 1953.
- Авторский коллектив: архитекторы В.Гельфрейх, М. Минкус; конструкторы Г.Лимановский, С.Гомберг.
Проект
Проект здания разрабатывался в габаритах планировавшегося строения Наркомата мясной и молочной промышленности, строительство которого не было реализовано из-за войны. В качестве составляющих в комплекс МИД вошли построенные в 30-е годы корпуса на Арбате и в Денежном переулке.
Выбор проекта новой высотки проходил в два этапа. Из разработанных трёх на первом, оставили два варианта, которые дорабатывались с учётом высказанных пожеланий, в том числе были представлены объекты разной этажности. Оба замысла были одобрены, но выбор остался за версией с устремлёнными ввысь контурами без выраженной ярусности. Для сочетаемости с окружающей застройкой, к центральной части примыкали 16-этажные крылья, переходившие затем в 6-этажные.
Строительство
Строительство началось в октябре 1948 года и велось по оригинальной технологии, которая не применялась на других сталинских высотках. Менее чем за 4 месяца был смонтирован металлический каркас здания на всю высоту. Его заливка бетоном производилась в опалубке, начиная с верхнего этажа. После застывания раствора, внешняя форма опускалась на этаж вниз. В основном работы были закончены в 1951 году.
Визуальные контуры дома повлияли на отклонения от проекта. Сооружению явно не хватало шпиля. Возведённая центральная часть здания не предполагала усиленную конструкцию, необходимую для установки массивного каменного шпиля. Поэтому удалось установить только декоративный шпиль из листов стали. Даже такой вариант весил 350 т и для установки его опор пробивали 5 этажей.
Загадка шпиля. Документально не известно, кто дал указание на сооружение шпиля, что породило ряд версий. Основные из них предполагают, что его появление произошло по личному указанию Сталина или Берия.
Архитектура
В преобладающих чертах ампира заметны устремлённые ввысь готические вертикали. Для вписывания в окружающую застройку в строении применена ярусность, с высотой становящейся более лёгкой. Дом на уровне цоколя имеет облицовку из красного гранита, стены выше него отделаны керамическими блоками. Главный фасад центрального корпуса на высоте 114 м украшен гербом СССР площадью 144 м2. Входы в сталинскую высотку украшены решётками из металла и лепниной. С каждой стороны от них установлены каменные тёмно-серые обелиски.
Во внутренней отделке здания широко применён светлый мрамор. Для полов использован полированный чёрный гранит. Основная часть интерьерных элементов выполнена из латуни или алюминия, покрытого под латунь. В зале собраний на 500 мест использована карельская берёза и орех в сочетании с красным бархатом сидений и портьер.
Фотографии здания Министерства иностранных дел
Ваше мнение об этом месте?
Жилой дом на Кудринской площади
В годы СССР Кудринская была известна как площадь Восстания, а в доме жили представители авиации и космонавтики. Это послужило основанием для иных названий здания: высотка на Восстания или Дом авиаторов.
Здание в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 156 м.
- Наибольшее количество этажей 33 (24 жилых).
- Годы строительства: с 1948 по 1954.
- Авторский коллектив: архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц; конструктор М. Вохомский.
Проект
Место для здания было выделено в районе, который считался московской окраиной. Архитекторы проекта М. Посохин и А. Мндоянц предполагали вокруг сталинской высотки построить целый район современных зданий, сочетавшихся с доминантой. Находящийся вблизи Московский зоопарк должен был переехать, а его место занять парк элитной территории. Большинство этих идей из-за смерти Сталина не было реализовано. Удалось только создать сквер у главного фасада высотки.
Дом состоял из трёх разновысоких корпусов. В центральной части со шпилем разместилось 24 жилых этажа, в боковых по 18.
Строительство
Для здания было выбрано место снесённой в 1937 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине. Площадка была наклонной, поэтому её подсыпали для выравнивания. В слабом грунте, требовавшем основания на всей площади дома, был применён специально рассчитанный пустотелый коробчатый фундамент, сэкономивший тысячи тонн бетона и месяцы времени. При строительстве применялись готовые плиты, изготовленные на специально созданных заводах железобетонных изделий, разработанные бетононасосы, подававшие раствор на 40 м вверх.
О техническом уровне. Оснащение всего строительного комплекса Москвы в 1946 году состояло из 40 самосвалов, 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов.
Сталинская высотка на Кудринской площади была построено уже при новом руководителе государства Н. Хрущёве в 1954 году. Никита Сергеевич сразу объявил борьбу со строительством роскошных зданий. В 1955 году вышло Постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Эпоха сталинского ампира завершилась.
Архитектура
Между тем, здание на площади Восстания успели насытить обилием роскоши. В этой сталинской высотке было отмечено богатство отделки и разнообразие стилей. Среди них встречаются:
- древнеримские элементы;
- готические интерьеры с витражами;
- башенки напоминающие православные купола;
- типичные советские скульптуры рабочих, воинов и колхозниц.
Внутри здания при отделке применялись дорогие натуральные материалы. Наружная облицовка цоколя выполнена рустом из трофейного розового гранита, который нацисты предполагали использовать для изготовления регалий после победы над СССР.
Фотографии жилого дома на Кудринской площади
Ваше мнение об этом месте?
Гостиница «Ленинградская»
Сталинская высотка гостиницы самая малорослая из семи сестёр. Несмотря на небольшие относительно других размеры, для её строительства пришлось делать особенный фундамент. Сегодня в здании расположен отель «Hilton Moscow Leningradskaya».
Здание в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 139 м.
- Количество этажей 21 (15 жилых).
- Годы строительства: с 1949 по 1954.
- Авторский коллектив: архитекторы Л. Поляков, А.Борецкий; инженер Е. Мятлюк.
Проект
Работа над проектом шла 2 года. Архитекторами были предложены два варианта. Государственная комиссия выбрала сооружение с заметным влиянием русского стиля средних веков. Здание, замышлявшееся как высококлассный отель, имело роскошный декор и было насыщено техническими новшествами.
Строительство
Наибольшие сложности вызвали проблемы в начале строительств. В месте котлована под здание, благодаря протекавшим когда-то рекам Рыбинка и Чечера, образовался плывун. Применяемому для других высоток коробчатому фундаменту не было твёрдой опоры. Чтобы добраться до плотных слоёв грунта, был предложено соорудить свайное основание. В землю способом вибронабивки загонялись стальные трубы с наконечником. Их погружение прекращалось при достижении прочного слоя, в трубу опускался металлический каркас, внутрь которого заливался раствор. После частичного схватывания бетона, трубу вынимали. Окончательно застывший материал в арматурной оболочке становился сваей.
Гостиница была построена в 1949-54 г.г. и до 80-х считалась одним из лучших отелей в стране.
Архитектура
Сталинская высотка гостиницы «Ленинградская» имеет простой силуэт, напоминающий русскую архитектуру XVIII века. Его контуры и входной портал схожи с рядом строений в стиле русской готики. Подобие дополняют красно-белые и золотые цвета высотки, перекликающимися с Царицынским и Петровским путевым дворцом и богатым декором церквей.
Основная часть ценных элементов находится внутри здания и в его порталах. Во многих местах внутри высотки знатоки архитектуры и живописи увидят и элементы допетровских дворцов и храмов. Сводчатые порталы главного вестибюля и расписанные потолки напоминают кремлёвские палаты. Окна украшены витражами. Стены облицованы шокшинским малиновым порфиром и декорированы золотой смальтой. Интерьеры оформлены на тему российской истории.
Это интересно. Из глыбы карельского малинового порфира, подаренной Николаем I Франции, изготовлен саркофаг, в котором покоятся останки Наполеона под куполом Дома инвалидов в Париже.
Опала
Окончание строительства здания гостиницы «Ленинградская» состоялось не в лучшее для его создателей время. Новый руководитель страны инициировал борьбу с излишествами в архитектуре. Работа зодчих, получивших за проект Сталинскую премию, была предана всеобщей критике. Отказавшихся считать себя виновными в больших расходах на строительство архитекторов лишили награды, а Полякова уволили из Моспроекта.
Фотографии гостиницы «Ленинградская»
Ваше мнение об этом месте?
Гостиница «Украина»
Гостиница «Украина» стала последней из построенных сталинских высоток. «По богатству и характеру архитектурной композиции это не только образ гостиницы — это монумент величия сталинской эпохи» так охарактеризовал её один из создателей В. Олтаржевский.
Здание в цифрах и фактах
- Высота со шпилем 206 м.
- Наибольшее количество этажей 34.
- Годы строительства: с 1953 по 1957.
- Авторский коллектив: архитекторы А. Мордвинов, В. Олтаржевский; конструктор П. Красильников.
Проект
В Постановлении 1947 года о строительстве в Москве высотных зданий, одним из мест размещения высоток указывался Ленинградский проспект вблизи центрального стадиона Динамо. Разработку проекта гостиничного здания с жилым фондом поручили А. Мордвинову, В. Олтаржевскому и П. Красильникову. Над ним работал коллектив из более чем 2-х тыс. чел.
К началу строительства в 1954 году более важной задачей стали считать создание высотной вертикали на пересечении набережной Москвы-реки и строящегося Кутузовского проспекта. Приближающаяся к району Дорогомилова застройка уже не сочеталась с малоэтажными домами и бараками.
Строительство
Возведение гостиницы началось, когда остальные «сёстры» уже были возведены. Полученный опыт, появившиеся заводы стройматериалов и необходимая техника и механизмы делали стройку значительно проще. Но на это наложилось расположение здания в Дорогомиловской излучине вблизи Москвы-реки. Разработанный в проекте фундамент уходил в землю на 11 м, из которых 6 м было ниже уровня грунтовых вод. Чтобы их отводить, использовалось специально созданная иглофильтровая система. Она состояла из большого количества труб опущенных в скважины. Объединённые в единый контур, они были соединены с откачивающим коллектором.
К сведению. Изначально рассматривались названия гостиницы «Дорогомиловская» по месту расположения и «Бородино», из-за связи района с войной 1812 года. Всё изменилось в 1954-м в год 300-летия воссоединения Украины с Россией, в честь которого Хрущёв решил дать ей название «Украина».
На проведение работ накладывали отпечаток только сроки. Гостиницу непременно следовало открыть к началу Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году.
Архитектура
Построенная последней сталинская высотка имела лучшие на то время инженерные системы, включая пылеудаление и центральное кондиционирование. Под отельные номера отвели 34-х этажную центральную часть. Боковые крылья 9-11 этажности занимали жилые квартиры.
В оформлении здания должна была преобладать массивность и монументальность, поэтому античная ордерная система соседствовала с советской символикой в виде звёзд, серпов и молотов, снопов с колосьями, статуй рабочих, колхозников и воинов. Облицовка цоколя и главного входа выполнена из гранита, первые два этажа из известняка. Основная часть здания покрыта керамическими блоками.
Хрущёв, в преддверии всемирного молодёжного фестиваля, видимо решил показать преимущества страны социализма перед загнивающим Западом в полной мере. Постановление об « излишествах в архитектуре» было подзабыто, а интерьеры внутри гостиницы выделялись роскошью даже среди сталинских высоток.
Декор и оснащение включали:
- диораму Москвы и плафон «Праздник труда…»;
- коллекцию из 1256 картин русских и советских художников от Поленова до Дейнеки;
- собрание из 57 скульптур с изображениями знаменитостей;
- зимний сад с фонтаном;
- закрытое кафе на 33 этаже с панорамной смотровой террасой;
- инфраструктуру торговли и услуг.
Полезно знать. Платное посещение смотровой площадки гостиницы на высоте 120 м доступно для всех и входит в часть экскурсий. Расположение её в центре столицы, делает открывающиеся виды под 73-метровым шпилем уникальными.
С 2005 года гостиница «Украина» перешла в частную собственность. После ремонта в здании находится отель «Рэдиссон Ройал, Москва».
Панорама со смотровой площадки гостиницы «Украина»
Фотографии гостиницы «Украина»
Ваше мнение об этом месте?
Высота сталинских высоток — какая самая высокая?
- Главное здание МГУ на Воробьевых горах – 240 м;
- Гостиница «Украина» – 206 м;
- Жилой дом на Котельнической набережной – 176 м;
- Здание Министерства иностранных дел – 172 м;
- Жилой дом на Кудринской площади – 156 м;
- Административно-жилое здание возле «Красных Ворот» – 138 м;
- Гостиница «Ленинградская» – 136 м.
Сталинские высотки — рейтинг по популярности в 2024 году
Сталинские высотки на карте
В современной Москве сталинские высотки, уже включая и здание МГУ, компактно расположены в центральной части столицы. До них удобно добраться, а визит к каждой совместить с посещением других интересных мест, расположенных по соседству.