Морской вокзал в Сочи

Достопримечательности

Морской вокзал – красивейшее здание в Сочи, его визитная карточка. Именно он украшает марки и открытки из местных сувенирных лавок. Памятник архитектуры появился в 1955 году, но сам порт начал принимать суда задолго до этого события. Отсюда регулярно отправляются пассажирские корабли к черноморским курортам – Лазаревское, Адлер, Лоо, Кудепста, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Анапа, Туапсе, в крупные российские порты – Новороссийск, Ялту и Севастополь, а также в другие страны – Грузию, Абхазию и Турцию.

Здание морского вокзала Сочи

Здание морского вокзала Сочи

Здание вокзала двухэтажное, построенное в 1955 году по проектам советских архитекторов. С ним соседствует двухъярусная галерея, стоящая буквой Г. Крышу венчает башня со стальным шпилем высотой 71 метр. Постройку украшают гипсовые изваяния – работы советского скульптора Владимира Ингала. Один жанровый ансамбль символизируют север, юг, запад и восток, а другой – лето, зиму, осень и весну.

Завершает композицию морского вокзала окружающие его фонтан, сквер и набережная. Сквер морского вокзала особенно красив поздней весной и летом, когда распускаются цветы в розарии. Помимо цветов сквер засажен лиственными и экзотическими деревьями. В центре озелененной территории фонтан с семиметровым бассейном. В центре акватории – женская фигура, символизирующая морскую навигацию. Она желает мореплавателям спокойного плавания.

Башня вокзала имеет внешнее сходство с Главным Адмиралтейством, расположенным в Санкт-Петербурге. Возможно, авторы вдохновлялись величием питерской постройки, между ними разница почти в два с половиной века.

Морской вокзал история

Морской вокзал история

История Сочи как портового города начинается в конце 19 века. В то время были построены два причала – Русского пароходства возле «Кавказской Ривьеры» и Российского общества у Михайло-Архангельского храма. Планировалось, что к ним будут швартоваться морских торговые и промышленные корабли, но из-за технических недостатков они подошли лишь для парусных судов. Они были слабо защищены от штормов и нуждались в постоянном ремонте.

Приходящим судам приходилось останавливаться на сочинских пристанях только в хорошую погоду, а в плохую они отвозили пассажиров к другим портам, а оттуда доставляли наземным транспортом. Был случай, когда из-за сильного шторма судну пришлось три недели катать пассажиров между Сухуми и Новороссийском в ожидании благоприятной погоды.

Когда в порт заходили корабли, для местных жителей это было большим событием. Они собирались на набережной, встречали гостей и сразу же покупали заморские продукты. Курорт разрастался, требовался надежный морской порт, который будет работать постоянно независимо от погодных условий.

К 1933 году завершилась разработка проекта создания всесоюзной курортной зоны Сочи-Мацеста, к реконструкции города приступили рабочие со всех уголков страны. Вместе с этим занялись строительством морского вокзала и порта. К этому делу привлекли лучших архитектурных умов СССР – Жолтовского, Щусева и Щуко.

За семь лет полномасштабного строительства в Сочи появилось свыше 30 санаториев и других учреждений оздоровления. Курорт превратился во всесоюзную здравницу, требовалось незамедлительное завершение строительства морского вокзала. Первое возведенное здание можно назвать черновым, оно сильно отличалось от современного.

В нем находились госучреждения, связанные с судоходством и управление Морского Флота. Благодаря работе управления маршрут сочинского пароходства расширился, он захватывал черноморские города от Анапы до Батуми. Появилась прочная 200-метровая пристань, куда можно было пришвартовываться в любую погоду.

Порт быстро разрастался, строилась необходимая инфраструктура: пристани, сооружения для ремонта лодок, склады и судоремонтные мастерские. Чтобы пассажиры ожидали паромы в комфортных условиях, построили временный деревянный зал. Рядом с ним развернули масштабную стройку полноценного морского вокзала.

Техпроект порта разработали в Ленинграде, исполнять его принялись в 1938 году. Намечалось построить Северный и Южный молы, мелководные причалы, укрепления в прибрежной зоне, пожарную станцию, хозяйственные помещения и пассажирский вокзал. Строительству сильно помешала начавшаяся Великая Отечественная война, все работы заморозили и возобновили лишь в 1947 году.

Строительство велось восемь лет и было закончено в 1955 году, за это время возвели Северный и Южный молы, причалы для судоремонтных работ и мелководные для катеров, береговые укрепления, ремонтные цеха и клуб для моряков. После завершения работ порт открылся для пассажирских перевозок, в том числе для иностранных кораблей.

Сочи окрестили «Южными воротами» Советского союза, каждый день на курорт прибывали иностранные туристы со всех уголков мира. Среди гостей города были итальянцы, греки, норвежцы, шведы, французы и немцы. Соответствующий прием обеспечивали иностранным правительственным делегациям, которые приезжали на отдых в санатории Сочи. Самыми выдающимися гостями были президенты Индонезии, Индии и Чехословакии.

В советское время Сочинский порт совершал более 850 рейсов с круизными и пассажирскими лайнерами, в нем останавливалось свыше 2 тыс. судов с отдыхающими с разных концов земли. На грузовом причале отгружали порядка 300 тыс. тонн грузов. Распад СССР и 1991 год стали решающими в работе порта, сократилось обслуживание круизных лайнеров, уменьшился объем грузоперевозок.

Из-за отсутствия финансирования начатые в 1989 году работы по реконструкции здания остались незавершенными, югославские рабочие покинули стройку. За этими событиями последовали долгие годы приватизации и смены управленцев, которые приносили пароходству большие убытки.

Чтобы хоть как-то выжить в Морпорте Сочи стали организовывать челночные рейсы, ставшие популярными у россиян. Пассажирские суда отправлялись в Турцию – Стамбул, Трабзон и Самсун, где «челноки» набирали товар на продажу и реализовывали его в России. Эта система просуществовала три года, за это время челночными рейсами воспользовались свыше миллиона граждан.

Стабилизировалась работа и грузового причала, к нему стали подходить корабли из-за границы, груженные свежими овощами и фруктами, строительными материалами. На экспорт отправляли лесозаготовки, металл, полиэтилен. Эти поставки лишь набирали оборот и имели средние показатели между советскими и теперешними.

Международный пассажирский терминал в том виде, в котором мы его видим сейчас, был реконструирован к 2000 году. В это же время закончился ремонт в здании Управления порта, а на прилегающей территории разбили сквер с фонтаном, поставили памятник навигации.

На сегодняшний день Морской вокзал Сочи – центр круизного судоходства на Юге России. Место напротив исторического здания занимают причалы Sochi Grand Marina, где пришвартованы роскошные яхты. Круизные пристани и грузовой порт находятся в стороне, они прекрасно просматриваются со стороны набережной.

Достопримечательности рядом

Морской вокзал занимает центральное место исторической части города. Рядом с ним памятные места, зеленые скверы и популярные объекты. Ниже вы можете почитать о некоторых из них.

Скульптура Богине мореплавания Исиде

Скульптура Богине мореплавания Исиде

Женская скульптура украшает фонтан с семиметровой чашей прямо у здания вокзала. Богиня появилась в 1955 году, над ее обликом трудился советский скульптор Владимир Ингал. Исида восседает на мраморном троне, одной рукой она держит парусный фрегат и лоцию, а другой указывает на север.

Памятник героям фильма Бриллиантовая рука

Памятник героям фильма Бриллиантовая рука

Рядом с сочинским портом снимали сцену из фильма «Бриллиантовая рука», где Горбунковы провожают отца семейства в круиз. Чтобы увековечить память об этом, у причала установили скульптуры кинематографической семьи и главных злодеев – Геши и Лелика.

Кооперативный сквер

Кооперативный сквер

Зеленое пространство появилось в этом месте сразу после строительства вокзала. Оно предназначалось для пассажиров, которые в ожидании своего транспорта могли бы скоротать время за прогулкой по парку. Одна из прогулочных тропинок ведет к жанровой скульптуре «Морская прогулка».

Морской вокзал: как добраться

Морской вокзал находится в Сочи по адресу: Войкова, 1. Рядом находится автобусная остановка «Морской вокзал», где останавливаются автобусы №№ 15, 36 и 115, маршрутка №101.

Черноморские курорты связаны с Сочи водным сообщением, так что добраться можно на катере или пассажирском лайнере по воде, суда приходят в порт Морского вокзала.

От железнодорожного и автовокзала до морского можно доехать почти на любом автобусе до остановки «Платановая аллея», а затем пройти пешком сначала по Курортному проспекту и свернуть на ул. Поярко.

Морской вокзал на карте

Морской вокзал — видео

Ваше мнение об этом месте?

Поделиться с друзьями
Виктория Мойса

Краснодарский край - это рай!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Отдых на юге России
Добавить комментарий